Освещение музеев и картинных галерей: требования, нормативы, профессиональные рекомендации по обустройству

05.10.2023

Освещение музеев и картинных галерей: требования, нормативы, профессиональные рекомендации по обустройству


Рассмотреть картину или ценный артефакт в условиях полутьмы затруднительно даже для обладателей отличного зрения. Поэтому освещение залов музеев и картинных галерей — предмет особой заботы организаторов. Здесь важно не только учесть соображения безопасности для экспонатов и посетителей, но и расставить нужные акценты, а также сделать искусственный свет максимально комфортным и грамотно «вписать» его в интерьер залов.

Содержание:


Освещение музея

Каким требованиям должно отвечать музейное освещение

В перечне особенностей проектирования музейных и выставочных залов выделяют:

  • Значительную площадь, рассчитанную на десятки экспонатов и группы посетителей.
  • Расположение в одном зале сразу нескольких тематических экспозиций.
  • Основные маршруты направления движения организованных экскурсионных групп и индивидуальных посетителей.
  • Сложную планировку, сводящую к минимуму уровень естественного освещения.
  • Необходимость обустройства грамотного охранного освещения, гарантирующего безопасность посетителей и ценных экспонатов.
  • Важность расстановки световых акцентов на центральных элементах выставки.
  • Необходимость обеспечить безопасность длительного хранения в залах светочувствительных экспонатов.

При учете всех перечисленных факторов освещение музея будет полностью отвечать требованиям безопасности и обеспечивать оптимальные условия для знакомства с экспонатами для многочисленных гостей.

Действующие нормы музейного освещения

Профессиональное выставочное освещение подразумевает обустройство сразу по двум направлениям:

  • Общее рассеянное — необходимо для комфорта и безопасности посетителей, создается за счет прямого и отраженного потока от световых плоскостей.
  • Направленное акцентирующее — подсвечивает экспонаты, позволяет рассмотреть их особенно интересные детали.

Нормы музейного освещения музея

Учитывая размещение экспонатов внутри стеклянных витрин и коробов, специалистам следует исключить появление ярких бликов.Для этого освещение экспозиций монтируют под определенным углом:

  • Для плоских экспонатов — 45-75° относительно линии горизонта. Уменьшение такого показателя приводит к появлению бликов, увеличение — к образованию крупных теней.
  • Для объемных экспонатов — 30-50°, что позволяет наилучшим образом выделить рельеф, подчеркнуть особенности формы и сделать акцент на деталях.

Важно: если освещение картинной галереи или музейного зала будет слишком ярким, некоторые светочувствительные материалы и экспонаты могут разрушаться под его негативным воздействием. Поэтому при проектировании освещения учитывают следующие обязательные ограничения:

  • не более 50 лк для бумаги, акварельных работ и тканей;
  • до 30-50 лк для рукописей, марок, темперы, графики;
  • не более 150 лк для произведений в технике масляной живописи, изделий из древесины и кости;
  • до 200-300 лк для скульптур из мрамора или бронзы;
  • не более 300-500 лк для фарфора, ювелирных изделий, монет и оружия;
  • до 500 лк для драгоценных камней и некоторых видов металлических сплавов.

Для подсветки термочувствительных изделий и материалов используют светодиодные светильники. Они представлены в широком диапазоне размеров и технических характеристик, отличаются хорошей мощностью и низкой энергоемкостью, а также не излучают тепло в окружающее пространство.

Обратите внимание: освещение галереи выполняет не только функциональную, но и важную эстетическую задачу. Этот момент обязательно следует учитывать при выборе источников света и поиске оптимальных точек их размещения:

  • правильно выбранная цветопередача подчеркивает художественное решение автора полотна или другого произведения искусства;
  • расстояние от светильника до экспоната подсвечивает изделие с наиболее выгодной его стороны, аккуратно маскируя его дефекты (следы разрушения краски на картине, сколы и трещины на историческом артефакте).

Освещение галереи

Решение практических задач по обустройству музейного и галерейного освещения

В ходе реализации проектов специалисты обязательно учитывают:

  • необходимость использования для объемных экспонатов сложных систем с подсветкой спереди, сзади и сбоку для устранения теней и выделения наиболее интересных элементов;
  • оптимальную пропорцию освещенности экспоната и его фона, которая обычно составляет 1:2;
  • отказ от чрезмерной контрастности освещения, дискомфортной для глаз посетителей;
  • соответствие качества и дизайна светового решения тематике экспозиции — более яркого для ювелирных изделий, приглушенного для картин в классическом стиле, направленного для книг, рукописей и артефактов;
  • соответствие внутреннего освещения архитектурной подсветке здания снаружи.

Обратите внимание: каждые три года экспонатам дают «отдых» — убирают из залов в хранилище, чтобы исключить разрушительное действие светового потока на чувствительные материалы. Это продлевает «жизнь» художественных и исторических ценностей и замедляет процесс их естественного старения.

Основные положения по организации освещения содержит нормативный документ М4153 «Рекомендации по проектированию искусственного освещения музеев, картинных галерей и выставочных залов». Здесь можно уточнить следующую информацию:

  • Перечень базовых требований к качеству освещения.
  • Разновидности и системы искусственного света.
  • Расчет уровня освещенности с применением специальных коэффициентов.
  • Варианты источников света, приборов и устройств.
  • Требования по защите экспонатов от избыточного светового потока.
  • Индивидуальный подбор способа освещения в зависимости от типа и особенностей экспонатов.

Обустройство музейного освещения

Где заказать профессиональное освещение выставочного зала?

Приглашаем к сотрудничеству руководству музеев и выставочных комплексов, инженеров и организаторов экспозиций, заинтересованных в обустройстве профессионального освещения на объектах разного назначения и площади. Более 14 лет наши ведущие специалисты осуществляют разработку под ключ и внедрение передовых технологий для систем освещения на предприятиях разных сфер деятельности. Благодаря накопленному практическому опыту и регулярному мониторингу современных тенденций в мире искусственного света мы готовы:

  • обеспечить исключительный уровень безопасности освещения согласно требованиям стандартов;
  • снизить энергопотребление источников света без ущерба для их функциональности, эстетичности и долговечности.

В перечне предлагаемых нами услуг — полный цикл работ по проектированию, приобретению осветительных устройств, их монтажу и настройке, а также предоставление рекомендаций сотрудникам предприятия-заказчика по их обслуживанию и безопасной эксплуатации. Мы готовы взяться за реализацию самых сложных и ответственных проектов с гарантией оперативного решения поставленных задач, выгодных цен и индивидуального подхода к организации сотрудничества.

Для получения дополнительной информации звоните по указанному телефону.

Вернуться обратно
ОПУБЛИКОВАТЬ В СОЦ.СЕТЯХ
Вы можете связаться с нашими менеджерами для уточнения всех интересующих вас деталей.